Комбинат химико-пищевой ароматики - КХПА
04.04.2016

Интервью Алексея Белова для приложения «Сделано в России. Импортозмещение»

31 марта 2016 года управляющий ООО «Комбинат химико-пищевой ароматики» Алексей Белов дал интервью журналистам издания «Деловой Петербург» для приложения «Сделано в России. Импортозмещение».

Для одних «Сделано в России» - тенденция новая, почти инновационная. Для других - логичное продолжение ставшего знаком качества «Сделано в СССР». Откуда берется клубника в мороженом, топленое молоко в печенье и тархун в газировке, знает управляющий ООО «Комбинат химико-пищевой ароматики» Алексей Белов.

- Алексей Александрович, далеко не все советские предприятия успешно перенесли переход к рынку…

-  Комбинат - старейшее предприятие отрасли, в прошлом году мы отпраздновали 80-летие. В СССР мы были монополистами по производству пищевых эссенций. Потом было безвременье в государстве, комбинат заново начал развиваться в 2007 году после смены собственника, стали выстраиваться новые схемы работы.

Сегодня в России работает несколько предприятий подобного профиля. Наше - самое крупное, при этом единственное производство полного цикла. То есть мы сами придумываем вкус будущего продукта и сами его производим.

- Какими продуктами особенно гордитесь?

- Именно на базе нашего комбината в начале 1950-х годов были разработаны до сих пор самые популярные ретро-напитки классической советской серии - «Лимонад», «Буратино», «Колокольчик», «Крем-сода», «Экстра ситро», «Тархун», «Байкал» и пр.

Сегодня мы производим более 500 наименований ароматизаторов, в каждый рецепт входит около 20 ингредиентов. Есть хиты, например, ароматизатор «Композиция для купажа напитка «Лимонад» - хит продаж для напитков, ароматизатор «Топленое молоко» - хит продаж для кондитеров.

- Как происходит процесс разработки композиций?

- У нас естьлаборатория, где работает пять опытных флейвористов - это люди, которые придумывают и «собирают» ароматы. Затем композиции проверяют на соответствие существующим стандартам, для этого у нас две лаборатории: одна специализируется на ароматизаторах для кондитерской и масложировой промышленности, другая - для напитков и молочной продукции. Мы также даем рекомендации, какой ароматизатор где и как лучше использовать: «Клубника» для мороженого и «Клубника» для конфет - это совершенно разные вещи.

Мы посещаем крупнейшие отраслевые выставки, следим за тем, что происходит на рынке - и можем предложить все, что будет востребовано. У нас очень мощное аналитическое оборудование в центральной лаборатории, которое позволяет анализировать и повторять любые композиции.

- Производство растет?

- В последние годы объем производства растет ежегодно на 6-7%. Кажется, что это не так уж много, но на самом деле расход ароматизатора - один грамм на килограмм продукта, то есть, например, из 10 кг ароматизатора можно сделать 10 тонн конфет.

- Комбинат обеспечивает продукциейвсю Россию?

- И не только Россию. Мы большие объемы отправляем в Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, вПрибалтику, работаем с Украиной и Белоруссией. Осуществляем поставки ароматизаторов в США - там производится и разливается безалкогольный квасной напиток, разработанный нашими специалистами. Недавно открыли для себя Ближний Восток: были на выставке в Иране, этодостаточно крупный рынок, и мы на нем вполне конкурентоспособны. Уже начали продажи. На очереди - Латинская Америка. В этом году начинаем поставлять в Бразилию ароматизаторы для напитков, специально для них разработали композиции со вкусом личи и энергетического напитка.Для работы на внешних рынках мы зарегистрировали торговую марку Rusaroma, это легче запоминается, чем «КХПА».

- Конкуренция в отрасли высокая?

- В основном, наши конкуренты - это крупнейшие мировые компании по производству ароматизаторов. Мы сотрудничаем с ними, изучаем их опыт и заимствуем из него лучшее. Но на российском рынке, по большому счету, они нам не конкуренты. У нас масса преимуществ с точки зрения логистики, скорости исполнения заказов, объемов поставок (мы можем поставлять продукт мелкими партиями), отсутствия таможенных процедур, лицензии на производство спиртосодержащей продукции и пр.Даже работающие в России мультинациональные корпорации, которые раньше использовали зарубежные ароматизаторы, с начала 2015 года стали к нам обращаться. Качество нашей продукции абсолютно не уступает мировым аналогам, есть все международные сертификаты - и при этом конкурентоспособные цены, особенно с учетом сегодняшних реалий. 

- Чтобы поддерживать уровень качества и обеспечивать развитие, нужно инвестировать в производство…

- Чем мы и занимаемся. Мы реконструируем складские помещения и производственные корпуса, модернизируем оборудование. Ввели в эксплуатацию новую газовую котельную. Внедряем автоматизированное управление и учет. Все это мы делаем за свой счет, хотя поддержка государства не помешала бы. Мы также инвестируем в кадры: у нас 180 сотрудников, и мы ежегодно индексируем зарплаты. В 2016 году увеличили оклады всем, кроме топ-менеджеров и руководства. Наш коллектив уникален, многие работают по 10-20 лет.Люди болеют за свое дело, за качество продукции, за то, чтобы все клиенты были довольны. А флейвористы - это вообще наше достояние: нет в России такой специальности, ей не учат. Мы сами этим занимаемся, опыт переходит от старших к младшим.

Возврат к списку